среда, 15 апреля 2015 г.

Troll Ski Marathon 2015

Конечно, Бирка - самый известный норвежский лыжный марафон, неофициальный чемпионат страны среди любителей, главный старт сезона. Однако есть и другие гонки, менее раскрученные, без стресса и ажиотажа, но с отличной организацией и достойным уровнем участников. В их числе - Тролль-марафон, "самая длинная гонка в мире". О ней я и постараюсь рассказать, благо в этом году удалось пробежать этот марафон, 95км.

Сайт гонки . Как обычно, англоязычная версия сильно отстает от норвежской по объему и актуальности информации.
Марафон проводится на плоскогорье к северо-востоку от Лиллехаммера на высоте примерно 830-1000м. Дистанций несколько - 120, 95, 45 и 15км. Первые две стартуют рядом с горным отелем Venabu (120 получается за счет дополнительной петли по ходу), 45км - в Gopollen, 15 в Pellestova. Финиш общий, на лыжном стадионе Шюшена. Участники на 120 стартуют на час раньше - это позволяет избежать толчеи на старте и в целом примерно отцентрировать по времени все мероприятия.
Помимо выбора дистанции, есть еще деление по классам. Tur - соревновательный, с призами и т.п. и Trim - физкультурный, без учета времени. Как можно догадаться, в Tur "черники" нет.. Поэтому попасть в призовые 25% по местам в группе очень непросто.
Рельеф.  Профиль трассы  Перепад высот мой пульсометр намерял примерно 1200м. На 95км вроде немного, но коварство в том, что самая сложная часть расположена примерно на 60..85км. На этом участке есть 2 хороших подъема - к Keiken и Pellestova. Это достаточно длинные тягуны средней крутизны с набором высоты 100-110м, закатываются в лыжне, но сил высасывают изрядно. Первые 60км - равнина и длиннющие пологие тягуны, последние 10 - равнина с короткими торчками. Спуски не очень сложные - извилистость некоторых компенсируется невысокой скоростью. На Бирке дух захватывает сильнее.
Результат в Tur 95 учитывается при посеве на Васу и Бирку следующего года. Это важный момент - у вас есть шанс в конце сезона, находясь в хорошей форме, без помех пробежать в свою силу, показать достойный результат и не переживать следующей зимой по поводу малоснежья в Европе.
Перед стартом

Ну и мой отчет.
Пролетев по результату Тарту с посевом на Бирку, решил туда не ехать, благо еще не потратил на нее ни рубля . Но, посмотрев трансляцию, понял, что заканчивать сезон без норвежского марафона как-то неправильно. И к концу марта решился таки на Тролль. Логистика этого экспресс-трипа: в пятницу самолетом до Осло, поездом в Лиллехаммер, вечером автобусом организаторов к месту старта (отель Венабю), ночевка на матрасе (в отличие от Бирки, заправлен бельем по полной программе, зря спальник возил), в субботу гонка, автобусом от Шюшена в Лиллехаммер, ночь в хостеле, в воскресенье - поезд, самолет. Ночевка в Венабю обошлась в 700 крон - с ужином, завтраком и сухим пайком (сколько унесешь). Зато можно позволить себе проснуться за 1.5ч до старта. Если не готовить лыжи, конечно :)
За день до отъезда предательски запершило горло, несколько дней дома с больным сыном таки сказались.. В пятницу состояние то же, вечером смотрю пульс - на 10-15 выше нормы :( Ладно, 2 таблетки снотворного, аккумулируем остатки здоровья, утром двинемся по пульсу - побежим или пойдем.. Высыпаюсь отлично, организм мобилизовался, горло вроде в порядке, адреналин бурлит, я готов!
Да, о лыжах. На скольжение сделал дома, колодку оставил чистой. Авантюрный план был такой - бесшажным доехать до Лисетры (где-то между 2-мя Подъемами), там пункт питания и смазчики Свикс, это единственный смазочный пункт. К тому времени должно быть понятно, нужна мне мазь, или нет. В рюкзак, конечно, мази взял, согласно правилам. Вес рюкзака не регламентируется, только содержимое. По прогнозу лыжня обещала быть жесткой и быстрой, но смущал встречный ветер 5м/с..
Пасмурное утро, чуть ниже 0, ветерок таки есть. Стартовали. Никакого выстрела, кто-то просто махнул рукой. Быстро растянулись, разбились на "поезда".  Вокруг - белое безмолвие, белые горы вдали, белая тундра, какие-то жалкие кустики. Лыжи катят отлично. Пульс взлетел на старте за 160, потом организм вработался и пульс спустился до вполне рабочих 150-155. Ок, все пока по плану. Монотонное течение гонки скрашивает перекладка от поезда к поезду. Поскольку ветерок ощутим, этот тактика актуальна.
Незаметно пролетели 50км, вот уже Gopollen. Время 2.59. Вскоре дали старт на 45, лидеры нас быстро накрыли и понять, кто с кем борется через какое-то время стало уже трудновато. Этому способствовала и неожиданно налетевшая странная метель из влажного мелкого снега, на грани мороси, лыжни при этом удивительным образом не засыпало и скольжение осталось на уровне. Возможно, это была низколетящая снеговая туча, ничего подобного не видел. Видимость резко ухудшилась, не то что горы - идущие в 50м впереди фигуры превратились в неясные пятна. Периодически счищаю снег с очков, чтобы видеть трассу, разметки как таковой нет, надо высматривать лыжню. Особенно сложно на спусках. Вот табличка "Опасно!", значит спуск с виражами. Но виражей этих практичски не видно, никаких ориентиров, подтормаживаю и все равно один раз почти вылетел в целину. Слава богу, я в скиатлонных ботинках..
Начался подъем к Keiken. Едется хорошо, обгоняю несколько диагональщиков. Этот белый антураж какой-то нереальный, верхушки или перегиба подъема не видно - кажется, едем куда-то в облака.. сильные впечатления. Заехал. Организм в порядке, ничего не болит и не сводит. Несложный спуск, равнина и вот ПП со смазчиками. Надо решать. Очередь 3 человека, в раздумьях зачем-то снимаю лыжи.. И тут меня осеняет - сейчас замажут! Подобный опыт на Бирке у меня был. Никто гоночный скользкий вариант класть не будет, намажут на уверенное держание, чтобы забрел в подъем и добрался ло финиша. Черт с ним, самочувствие хорошее, еду на чистых лыжах дальше. Как потом показала раскладка, решение было правильным, именно после подъема к Pellestova я занимал свое лучшее место в абсолюте.
Начинаются елки - значит, близко Шюшен. Лыжни уже не 2, а 4. Но эти чертовы торчки.. Все же усталость накопилась и заезжать в них за 3-5 "напрыгов" на палки сил нет, чуть отдыхая, забредаю елкой, стараясь отработать равнину. Сливаю, наверное, минут 5 на этой последней десятке.
Финиш. 6:13:42. Очень хотелось выехать из 6, но встречный ветер и все же нелучшее самочувствие сказались. Ну да ладно, и так отличное закрытие сезона.

Пара замечаний по даблполлингу.
1. По равнине местные (с мазью и без) валят так, что приходиться напрягаться. Здоровы, черти.
2. В подъемы (все, кроме финальных торчков) я выигрывал и у диагональщиков (да-да, у этих известных авторитетов классики!) и у даблполлеров. Последние, похоже, не совсем владеют подъемной техникой - понятно, самые умелые были далеко впереди..
Да, еще странно - много ошибок со стартовой смазкой. Условия были четко клистерные, температура в течение гонки благодаря облачности менялась слабо и снежные условия вроде как тоже. Но уже на первых же сопках народ достаточно массово перемазывался на обочине.

Результаты   Россиян единицы.. Приезжайте, если найдете возможность - не пожалеете.
В Шюшене зима, море снега..
Несколько норвежских отчетов о Тролль-марафоне, очень помогли, спасибо авторам
отчет 1  отчет 2 отчет 3   Много хороших фото, нам в этом году с солнцем не повезло, да и некогда было :) Спасибо и Анатолию Шелёхину за отчет и консультацию.
 
Цитата из отзывов на Facebook:  
John-Paul Lilburne Thank you for such a wonderful event ,well organised .. the weather we can't change ..I enjoyed the journey and course , I will recommend to others in New Zealand . Takk Takk .
Уж не знаю, каким ветром занесло сюда этого новозеландца, но рекомендовать своим соотечественникам слетать туда.. Не знаю, как и комментировать..

Любопытное в протоколах.
В гонке на 45км 5-7 места среди женщин заняли немки - чемпионки мира 2015 в эстафете среди юниоров. Девушки очень старались финишировать одновременно, но одну электроника все же зафиксировала раньше остальных двух. Время у всех одинаково - 2:50:11. Кстати, представительница Германии выиграла 95км дистанцию.
Мужскую гонку на 45км выиграли норвежские юниоры 1997 и 1998 гр. В протоколе на этой дистанции обнаружился китаец Hu Yang, 3:34:51.
Дистанцию 120км у женщин с результатом 7:04:56 выиграла Marika Sundin, судя по сайту ФИС успешно выступающая и в спринте, в том числе на роллерах. Последней финишировала 65-летняя норвежка Ytrehus Ingunn - 11:40:00.

2 комментария: