Из истории лыжных смазок

На этой странице буду выкладывать сокращенный перевод соответствующей главы из книги Thor Gotaas "Først i løypa"

В 1910-х  произошел настоящий прорыв в области лыжных смазок.
В 1904г в продаже появилась смоляная мазь Record, выпущенная лыжным мастером Теодором Хансеном. Какое-то время Record был очевидным выбором для прыгунов с трамплина и гонщиков, альтернатив практически не было. Зеленые упаковки Record были синонимом лыжной смазки до появления в 1912г еще одной классической норвежской мази Fyk (автор - Alf Bjerckes). И Record и Fyk были мазями скольжения - это отлично подходило прыгунам, но было недостаточным для лыжников. Сверхзадачей того времени было найти смесь, которая бы обеспечивала держание и скольжение на мокром снегу. Многие гонщики в глубокой тайне экспериментировали в этом направлении.
Возможно, первое удачное решение этой задачи удалось найти Knut Holst из Eiker. Для обеспечения держания он подмешивал хвойную смолу (живицу) к высококачественному дегтю из Eggedal.
Не остался в стороне и Lauritz Bergendahl. Его рецепт от подмерзания - много дегтя, плюс Record и парафин на концы. На рыхлой лыжне Бергендаль наносил парафин и Record по всей длине лыж. Хорошая техника и сильный плечевой пояс компенсировали недостаток держания. Лауритц часто обыгрывал конкурентов на проскальзывающих лыжах. Для улучшения скольжения он выдавливал в слое дегтя продольные канавки с помощью металлической расчески.
Известна история магической смеси Truls Braaten'а. Перед Холменколленским марафоном 1908г он и еще несколько гонщиков успешно использовали в качестве смазки скольжения некую белесую субстанцию. Смесь состояла из вареных граммофонных пластинок и еще ряда новомодных компонентов.

Первый клистер

Однако эти эмпирические исследования не приводили к сенсациям в протоколах, 1-м отметился Sigurd Kristiansen из лыжного клуба Bærum. В 1911г он узнал о смазке Knut Holst'a "Tyrivoks" и решил потестировать ее. Sigurd купил финского дегтя (råtjære) и ременной мази - мазь, которая используется для смазки приводных ремней в машинах. В обстановке секретности ингридиенты были помещены в кастрюлю и перемешаны до получения однородной массы. Sigurd разлил полученный продукт в пустые картонные гильзы и принялся ждать подходящей погоды. Ждать пришлось недолго. Тем не менее, он долго не решался применить смазку в соревнованиях. Наконец, на исходе зимы 1912г он получил шанс.
В отвратительную погоду Sigurd сенсационно выиграл в Холменколлене 18км гонку в двоеборье.
Он помалкивал о своей находке, которая позже получила название "клистерная мазь". Никто из газетчиков ничего не пронюхал. Но изумленные гонщики подходили после финиша и внимательно ощупывали смазанную поверхность. Sverre Østbye (Сверре Остби) был особенно любопытен и даже соскреб немного смазки для анализа ее состава. Это был общепринятый прием попытаться раскрыть тайны конкурентов. Сигурд Кристиансен не думал ни о бизнесе, ни о науке; о том, что на этом изобретении можно заработать деньги, наладить производство. Удачная смесь получилась случайно, никакого патента Сигурд получить и не пытался.
То же самое произошло с молодым парнем Birger Hansen'ом из лыжного клуба Start (Oslo). В 1912г его мама припомнила старый рецепт, известный на ее родине Hallingdal - смола живица добавляет держания. Биргер тотчас помчался в лес, набрал живицы и смешал с дегтем. И снова Сверре Остби оказался в нужном месте. Он был среди тех, кто наблюдал процесс смешивания Биргером компонентов в кастрюлях. Сверре сумел повторить его достаточно точно и стать, таким образом, профессором-самоучкой-смазчиком.
Биргер опробовал свою смазку в 1913г. На Холменколленском марафоне он стартовал под 1-м номером. Лыжи работали отлично и никто не мог догнать его. На одном из спусков после 8 км он упал и сломал одну лыжу. Хансен не растерялся, забежал в попутную деревушку Gjerdingen, нашел там мастерскую, одолжил инструмент и скрепил гвоздями сломанную лыжу. И продолжил гонку в великолепном стиле.
По ходу гонки Сверре Остби обогнал Биргера и заметил, что тот явно угадал со смазкой. После финиша Сверре взял комочек смазки с лыж Биргера и послал этот образец химику для анализа.

Братья Остби

Именно братья Остби (Сверре и Петер) внесли системность в искусство смазки.
Они оба экспериментировали со смазками - в основном все же Сверре, но Петер в свою очередь обладал редким сочетанием качеств бизнесмена, исследователя и отличного лыжника. В декабре 1913г они подали заявку на патент в патентное бюро. Заявка содержала большое количество рецептов смазки. Рецепты на скольжение содержали парафин, стеарин, льняное масло, деготь и воск.
Рецепт  на держание был такой - 1 часть воска, 3 части венецианского терпентина (живица) и 3 части древесной смолы, смесь переплавить.
Слова "клистер" еще не существовало, но это был именно он
.....
Смазка лыж могла быть делом опасным. Однажды норвежцы готовились Эстерсунде в 1913г, к гонке врамках Скандинавских зимних игр. Братья Остби развернулись со своим котлом в военном спортивном зале. Полночи лыжи готовили финны, не давая конкурентам спать. Очередь норвежцев пришла ближе к утру. Шеф-повар Сверре грел свою смесь на примусе, когда внезапно вспыхнуло пламя, через секунду оно уже было у потолка. После короткой паники парни затушили огонь одеялами.
Несколькими часами позже стартовали гонки на дистанциях от 30 до 90км - 1,2 или 3 30км круга. Норвежцам добиться успеха не удалось
....
Значительно лучше прошла пробы клистера в Холменколлене в 1914г. В день 18км гонки стояла дождливая погода, туман и плюсовая температура. Вопрос смазки живо обсуждался в районе старта, но хороший вариант не находился. Петер Остби пришел с несколькими парами лыж - никто в то время не относился к тестированию смазок так основательно, как браться Остби.
В итоге Петер выиграл 2 минуты у Лауритца Бергендаля, это было очень сильно. Он посмеивался про себя всю гонку. На 2-х подъемах он пролетел мимо Йохана Кристоферсена и Ларса Хогволда. "Подождем спуска!" - прокричал Ларс, который не верил, что клистер может скользить.
Петер Остби не упустил момент для рекламы. На его смазке бежали еще несколько гонщиков и заняли неожиданно высокие места. Это был день триумфа Петера. Единственное, что его омрачало - болезнь Сверре, который остался дома с температурой. Двойной победы Остби не получилось
Годом позже в продаже появилась продукция братьев - Østbye 0, Østbye +1 и Østbye -2.
.....
В 1918г Торлейф Хауг приехал на гонку Gråkallrennet в Тронхейм. Несколько дней перед гонкой участники тренировались на трассе и тестировали мази. Тема смазки постоянно обсуждалась и вскоре конкуренты заметили, как здорово работают лыжи Торлейфа и в подъем, и на спуске. После тщательного осмотра колодки один из них почуствовал запах жженной резины. Резина? Торлейф кивнул. Он пытался сохранить это в тайне, но не удалось.
Перед гонкой температура быстро повышалась и гонщики стали паниковать. Толпа поторопилась вниз в направлении спортивного магазина запасаться велошинами. Обалдевший экспедитор пошел собирать все камеры - новые, б/у - все что было. На следующий день воздух наполнился запахом горелой резины.. С того года резина стала часто использоваться в составе клистеров. Однажды зимой было продано больше велошин, чем летом.
Зима 1918г прошла под знаком экспериментов. Хотя и клистеры, и твердые мази уже широко продавались, лыжники любили сами изготавливать смазку. Парадоксально, но такое "самогоноварение" стало обычным занятием гонщиков в то время как производители патентовали все новые рецепты, содержащие какие-то уникальные компоненты, которые нельзя было использовать другим.
Хауг нашел и другой компонент для мази - измельченные граммофонные пластинки. Его находки использовались как в готовой продукции, так и в в виде отдельных добавок. Велокамеры и пластинки заняли место в рюкзаках наряду с фабричными Record, Fyk и Østbye.

Комментариев нет:

Отправить комментарий