История массовых марафонов в Норвегии

Пару лет назад мне в руки попала книга Thor Gotaas "Først i Løypa - Historien om langrenn i Norge" (Тур Гутос, "Первые на лыжне - история лыжных гонок в Норвегии"). 
Книга исключительно интересная, выдержала несколько изданий в Норвегии, но на другие языки, насколько я знаю, не переводилась. Автор опубликовал несколько фрагментов из нее на langrenn.com, переводы некоторых из них я приведу ра этой странице. Надеюсь, до наиболее интересных материалов печатного издания тоже дойдет дело.
Тур Гутос - известный норвежский журналист, автор многих книг. Одна из них, "Всемирная история бега" переведена на русский. Помимо всего прочего, Тур весьма приличный лыжник - 23 бирке-рюмки в 23-х гонках говорят сами за себя.


Часть 1.

Первая "Бирке" (самый известный и престижный любительский марафон в Норвегии - Birkebeinerrennet)


Первая Бирке состоялась в малоснежном 1932г. Помимо нехватки снега она запомнилась аварийной посадкой самолета с кинооператором.

Сразу после 1910г возникла идея провести 90км гонку из Hakadal в Lier в честь одного лыжного подвига  в 1716г - в том самом году, когда шведский король Karl XII вторгся в Норвегию. Неизвестный армейский лыжник прошел примерно 90км из Hakadal в Lier (окрестности Осло) и сообщил командованию норвежских войск, что тысячи шведов двигаются в направлении Drammen с намерением окружить и застать врасплох норвежцев.
Сообщение этого лыжника повлияло на ход войны 1716г в пользу норвежцев. Но Норвежский лыжный союз отверг предложение о такой гонке, посчитав полтинник в Холменколлене и 30км первенство столицы (Hovedlandsrennet) достаточной нагрузкой для спортсменов. Были опасения, что уставшие участники могут заблудиться в лесу и погибнуть.
Эта гонка, все же появившаяся через 50лет под названием Grenaderløpet, могла бы стать первым любительским марафоном в мире.
Вместо этого первыми стали шведы, организовавшие в 1922г первую  Vasaloppet(89км) из Sälen в Mora в честь одного исторического лыжного перехода в 1521г (Тур не стал уточнять, какого именно :))


Гонка для крутых парней


В 1930г две независимые группы энтузиастов предложили свои варианты марафонов: одна из Rena в Lillehammer в честь перехода биркебейнеров через горы в 1206г с маленьким королевичем  Håkon Håkonsson, другая предлагала маршрут Harestua - Kjelsås (близ Осло).
Последнее предложение исходило от Рабочего Спортивного Союза (AIF) - в то время норвежская спортивная жизнь переплеталась с политической. Биркебейнерский маршрут предлагал лесничий (skogforvalter) Håkon Lie. Если шведы Васу проводят на равнине, то крутые норвежские парни способны преодолеть горную местность, считал он.
Было много дискуссий об опасности мероприятия. Несколькими десятилетиями раньше в ужасный снежный буран несколько опытных лыжников-лесорубов погибли от холода на лысой горе в направлении Østerdalen - насколько замороженных трупов стояли строем у стены в Nysætra (сейчас это промежуточный пункт на маршруте Бирке). В 1932г старшее поколение еще помнило этот ужасный случай была и опасалось возможных несчастных случаев при старте большого количества лыжников.

Первая Биркебейнерреннет

Первая Бирке состоялась 20 марта 1932г, участвовало 197 лыжников. Каждый участник должен был нести рюкзак весом 5.5 кг с дополнительным снаряжением и как имитация веса младенца (с тех пор "маленький Хокан похудел" на 2кг)
Зима выдалась малоснежной , Васалоппет была отменена. На финише в Лиллехаммере приходилось подбрасывать снег лопатами. На спусках лыжники проносились мимо стоящих на земле зрителях. Первым завершил дистанцию легендарный ветеран Elling Rønes, имевший 4 победы в Холменколленском марафоне. Он стартовал в 1-й стартовой группе, группе ветеранов и вел головку гонки по единственной лыжне, вьющейся через горы. Ориентации помогали электропровода, тянущиеся 11 км из Рены к Дольфьеллет и на самолет с кинооператором. У Лиллехаммера самолет зацепил верхушки деревьев и зрители вздрогнули, когда мотор засбоил и самолет с грохотом приземлился на деревья. К счастью, и пилот и оператор выбрались из хрупкого аппарата невридимыми.

Бурные дискуссии

Выиграл Trygve Beisvåg из Осло со временем 4.51. Жаркие споры вызвало определение предельных временных нормативов для награждения, которые, как следовало из приглашения, должны были быть рассчитаны судьями. Измученныеи нетерпеливые парни стояли и ждали распраделения призов. Они свистели и кричали, пока судьи рассчитывали нормативы. Процедура растянулась на 2 часа.
Полученные нормативы вызвали горячие споры. Не слишком ли трудны для выполнения они? В 1935г для их определения был заимствован армейский принцип - максимальное время рассчитывалось ка средний результат первых пяти в каждом классе плюс 25%. Это правило действует до сих пор.
Ныне, при использовании чипов, текущие максимальные времена начинают вывешивать рядом с трассой на промежуточных пунктах, начиная уже с середины дистанции, так что участники могут оперативно сравнивать свой график с "графиком рюмки".

 источник

Часть 2.

Vidarløpet - самая массовая гонка в мире

Сегодня самые известные и массовые марафоны - Васалоппет и Биркебейнерреннет, но 25 лет назад самой массовой была Vidarløpet.
В 1-й раз эта гонка была проведена в Осло в 1933г и сразу собрала участников больше, чем Биркебейнер.
Через 4 года марафон с 1100 участниками стал самым массовым в мире и удерживал лидерство до 1961г, когда вперед вырвалась Вазалоппет.
В 1940г гонка была открыта для всех, а не только членов Рабочего спортивного союза (AIF). На старте собралось порядка 50000 зрителей, участвовало 1852 спортсмена (для сравнения Васалоппет того года 171). Трасса длиной 37км шла от Stryken к Maridalsvannet.
Максимальное время вычислялось как среднее время лидеров +40%, но стартовых групп было меньше, чем на Бирке.
Vidarløpet долго была наиболее хорошо организованной и передовой гонкой. Уже в 1930-е годы на ней работали фотографы и кинооператоры, которые, отсняв материал, торопились вниз в город, чтобы обработать пленки и показать фото и кинофильмы во время грандиозной церемонии награждения на Youngstorget.
Быть вызванным на сцену для награждения - для многих лыжников это было великое событие.

Часть 3

Число марафонов растет

 Любительские марафоны стали популярны во всей стране в 1930г, почти всегда обязательным являлся весомый рюкзак.
Обычно использовались достаточно сложные трассы из точки в точку, по типу Биркебейнер. Желательно также, чтобы тур был связан с каким-то памятным событием.

Навстречу элите

Rensfjellrennet проводилась между Selbu и Støren, примерно 56км со сменой направления маршрута каждый год. Вес рюкзака также был 5.5кг. Rensfjell- и Flyktningerennet были самыми крупными гонками в Trøndelag.
Любительские марафоны давали лажному спорту новое измерение и мотивировали спортсменов старшего возраста. В то время это было мужское занятие - женщины участвовали редко,  на Биркебейнер  они были допущены только в 1976г.  Но постепенно чосло дам среди участников росло. 
----
Бум 70-х и 80-х


В каждой части страны проводились свои главные старты, собиравшие лучших местных гонщиков. В Биркебейнер участвовали в основном жители восточной части страны. В первые 10 лет в Бирке участвовало мало лыжников из Тренделага, южной, западной и северной частей - слишком много времени и денег требовали поездки.
Vidarløpet была самой массовой норвежской гонкой до 1970-х, когда вперед вышла Holmenkollmarsjen.
Золотой век любительских марафонов  был в десятилетие с 1970 по 1980. Никогда ранее не проводилось столько гонок, собиравших так много участников.
Несколько примеров зимы 1978г: Sesilåmi из Setesdal в Sirdal (1700), Ole Reistads Minneløp в Bardufoss (1200), 2-дневная пограничная гонка Raid Норвегия-Швеция в Hedmark (1000), Flyktningerennet в Nord Trøndelag (1450), Nordmarksrunden в Oslo (1700), Krokskogrennet в Drammen (около 1500) и так далее.. В Birkebeinerrennet участвовало 3565 человек в 1978 и это была 3-я по численности гонка после Holmenkollmarsjen (6200) и Skarverennet (4500).

Гонки повсеместно


Почти каждый небольшой лыжный клуб проводил свои гонки, часто с несколькими сотнями участников - даже в самых отдаленных уголках.
В отличие от начальной эры любительских гонок до 2-й мировой войны, требование обязательного рюкзака постепенно исчезало.

источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий