суббота, 12 октября 2013 г.

Штайншлифт и накатки

В поисках рекомендаций по оптимальному набору накаток я наткнулся на сайт фирмы Bjørn Myhre Sport AS, специализирующейся на товарах и услугах для лыж, велосипеда, туризма. В числе услуг - нанесение штайншлифта, причем на достаточно высоком уровне. Среди клиентов - Лыжные Союзы беговых лыж, биатлона и двоеборья Норвегии. На этих структурах в 2012г были выиграны
- первые 3 места на Биркебейнерреннет [в абсолюте]
- множество призовых мест в возрастных группах
- 1-е место на Марчалонге
- много призовых мест на юниорских чемпионате и Кубке Норвегии
Парк машин для штайншлифта составляют 6 машин Wintersteiger (Австрия) и Tazzari (Италия).

На сайте приводятся практические рекомендации по выбору структуры в зависимости от снежных условий, количества боевых пар лыж, а также примерное соответствие между вариантами штайншлифта и структур, наносимых накатками.

Зачем делают штайншлифт?

Для оптимизации скольжения лыж на них наносится специальная структура. Сначала скользящую поверхность выравнивают. Делается это с небольшим давлением и скоростью. Далее выбирается структура для нанесения. Структура может быть специализированная под разные снежные условия или, если пара лыж одна, "универсальная". Шлифовка дает чистую поверхность без ворса и улучшает впитываемость парафина.
Упрощенно говоря, во влажных условиях желательно выводить воду ("дренировать") из-под лыжи, чтобы создать воздушную прослойку между лыжей и снегом и избежать "подсоса". На сухом снегу, напротив, желательно получить водяную пленку под лыжей, которая улучшает скольжение в таких условиях. На выбор оптимальной структуры для конкретных условий влияет много параметров. И точное воспроизведение такой структуры весьма непросто, даже на современных компьютеризированных машинах, и требует большого опыта.
Нынешние структуры оптимизированы для более широких диапазонов условий. [..]  В результате скольжение улучшается, особенно в коньковом ходе, когда лыжу становится легче "вести". Время "обкатки" лыж после нанесения штайншлифта у нас минимально, сотрудничество с Olympiatoppen помогает быстро совершенствовать технику штайншлифта.

Ниже представлены структуры, наиболее популярные и удачные на элитном уровне в лыжах и биатлоне.

Диаграмма выбора структуры в зависимости от типа снега и температуры [разумеется, эта диаграмма имеет смысл вместе с таблицей соответствия машинной и ручной структур]
Здесь G,B,H,R - типы структур [Swix использует такую же схему маркировки, начальные буквы от названий цветов]. Слева - диаграмма для мелкозернистого снега, справа - для крупнозернистого.

Оптимальный набор структур в зависимости от количества боевых пар лыж
Верхний ряд для коньковых лыж, нижний для классических.

Накатки

Следует различать накатки режущего типа (rillejer) и накатки давящего типа (ruller).
Первые используются для нанесения линейной структуры, корректирующей структуру в теплую сторону. Давление на накатку должно быть сильным и плавно усиливаться при перемещении ее к концу лыжи. Например, если на лыжах со структурой B+ ощущается "подсос", можно пройтись линейной накаткой 0.5/1.0мм, чтобы создать воздушную прослойку под лыжей. Режущие накатки дают стойкую структуру, для удаления которой нужна шлифовка.
Накатка давящего типа, (линейная или V-типа) улучшает "чувство лыж" и скольжение почти во всех условиях, особенно для коньковых лыж. Наносить структуру от носка до крепления нужно осторожно и с увеличенным давлением от пятки до задника лыжи. Такие накатки делают Turtveit, Red Creek, Fischer, Swix og Holmenkol. Выдавленная структура недолговечная и почти полностью исчезает при обычной подготовке лыж [нанесении парафина]. Обычно V-структура лучше работает на коньковых лыжах, а линейная - на классических.[..]  Если снег более сухой, чем ожидалось, можно осторожно пройтись по структуре стальной циклей. Эта операция требует твердую руку и некоторый навык. Потренируйтесь сначала на старых лыжах.

Примерное соответствие машинных и ручных структур
Структура Корректировка на влажный снег Корректировка на сухой снег Конек Классика
G- не рекомендуется легкое подциклевание, осторожнее заднюю часть V 0.3 линейная давящая 0.3
G+ не рекомендуется аналогично V 0.3 линейная давящая 0.3
B- 0.5 линейная Swix аналогично V 0.5 линейная давящая 0.5
B+ влажный снег: 0.5 линейный резец Swix
холодный/искусственный/"сахарный": 1.0 линейная Swix
глянец ("полированный"): V накатка Фишер или Холменкол
аналогично V 0.5 линейная давящая 0.5
H- 1.0 линейный резец Swix + V 1.0 не рекомендуется V 1.0 линейная давящая 1.0
H+ 1.0 линейный резец Swix + V 1.0 не рекомендуется V 1.0 линейная давящая 1.0
R- 1.0 линейный резец Swix + V 1.0 V 1.0 линейная давящая 1.0

R+ 1.0 линейный резец Swix + 1.0 V
Интересно, что старая режущая накатка Swix по-прежнему используется для устранения "подсоса" на влажном снегу.

источник Bjørn Myhre Sport AS

Дополнение. Применение накаток достаточно подробно разобрано в руководстве Swix по профессиональной подготовке лыж

Комментариев нет:

Отправить комментарий