воскресенье, 7 ноября 2021 г.

Жидкие смазки скольжения, часть 2

Продолжение интервью с Мортеном Сэтной, известным специалистом сервис-бригады Swix. Некоторые повторяющиеся тезисы опущены. Первая часть здесь

Многие считают, что жидкие парафины быстро сходят, не насыщают скользящую поверхность, что это продукт для "чайников". Но Сэтна говорит, что времена изменились.
- Мы много тестируем и используем жидкие парафины на Кубке Мира всё больше и больше. И не потому, что их удобно наносить - просто они оказываются лучшими всё чаще и чаще. У нас есть желание работать с этими смазками, совершенствовать их, чтобы сделать процесс подготовки проще, независимо от уровня. Но не ценой результата, он должен быть как минимум не хуже.
..
Преимущества гоночных жидких парафинов те же самые, что и жидких смазок для любителей - их проще и быстрее наносить, для этого требуется меньше инструментов, уменьшается риск повредить пластик.
- При использовании смазочного утюга всегда есть риск перегреть скользящую поверхность. При использовании жидких парафинов совершить такую ошибку невозможно, говорит Сэтна.
- Поскольку не нужен нагрев, не образуется вредный дым. Жидкие парафины ложатся очень тонким слоем, поэтому при полировке щеткой образуется гораздо меньше отходов в виде парафиновой пыли, чем при использовании обычных парафинов.

Есть ли недостатки у жидких парафинов?

- Нет. Не могу вспомнить ни одного.

Вокруг жидких парафинов существует множество мифов: что они быстро сходят, что не проникают в скользящую поверхность, что просто дают худшее скольжение по сравнению с традиционными. Поэтому понадобилось время, чтобы скепсис относительно применения жидких парафинов на соревновательном уровне исчез. Сегодня они как минимум не хуже обычных парафинов в целом ряду условий.

Встречаетесь ли вы с какими-то предубеждениями среди гонщиков, когда рекомендуете жидкие парафины?

- Поскольку изначально жидкие смазки были предназначены для обычных лыжных прогулок, то да, в кругу гонщиков мы встречали и до сих пор встречаем такой скепсис. В последние два сезона положение изменилось.
..
Сейчас ситуация совсем другая. Современные жидкие смазки - полноценные продукты для гонок.
- Мы всегда тестируем как топовые гоночные варианты, так и простые, и обнаружили, что жидкие парафины серии CH, которые обычно воспринимаются как смазки для прогулок и тренировок, не уступают самым дорогим гоночным смазкам.
- Особенно часто используется на Кубке Мира CH6, как под порошок, так и  без топовых слоев. На этапе КМ в Давосе одним из лучших был жидкий HS6 без завершающего слоя.

Сэтна указывает, что большое значение имеет способ нанесения жидких парафинов, особенно для новых продуктов без фтора. От этого зависят как скользящие свойства, так и износостойкость.
Жидкие парафины наносятся на чистую скользящую поверхность, дают подсохнуть несколько минут. Потом полируются роторной флисовой или пробковой насадкой или вручную пробкой или фиберленом, в завершение используется нейлоновая щетка. Но использование роторных насадок дает лучшие результаты как по скольжению, так и по износостойкости.

Какие методы нанесения и инструменты используются при работе с жидкими парафинами?

- Использование роторной насадки обеспечивает лучшее скольжение и износостойкость по сравнению с вариантом, когда вы просто побрызгали спреем, подсушили и встали на лыжи. С роторной флисовой насадкой жидкий парафин продержится до 30км, без нее от 10 до 20.

Мортен подчеркивает, что жидкий парафин деградирует плавно. На Кубке Мира обычно требуется, чтобы смазка работала не менее 15км. Элитные гонщики редко пробегают на одной паре больше, поскольку на длинных гонках есть возможность поменять лыжи. Но производители работают над тем, чтобы жидкие парафины были полноценной альтернативой для любительских марафонов и Ski Classics, когда замена лыж запрещена.

- Мы проводили сравнительные тесты жидких и обычных парафинов перед стартом, после 10, 20, 30км и более. Жидкие лучше обычно на первых 20-30км. После этого их преимущество постепенно уменьшается.

Поэтому Сэтна может со спокойной совестью рекомендовать жидкий парафин в качестве одного из стоящих проверки вариантов смазки для Васалоппет при подходящих погодных условиях.

Когда лучше всего использовать жидкие парафины?
- Раньше жидкие парафины использовались в основном на коротких гонках, но со временем они стали более универсальными. Сейчас они как минимум не проигрывают почти во всех условиях.

В каких условиях они особенно хороши?
- Жидкие парафины часто имеют большое преимущество перед обычными, когда трасса влажная и грязная.

Когда НЕ стоит использовать жидкие парафины?
- В качестве защитного покрытия для транспортировки и летнего хранения. Для этих целей мы используем обычные парафины, которые дают толстый защитный слой. Этот слой защищает скользящую поверхность от царапин и повреждений при транспортировке и от высыхания при хранении.



Комментариев нет:

Отправить комментарий