пятница, 5 ноября 2021 г.

Жидкие смазки скольжения, часть 1

Стоит заметить, что жидкие смазки скольжения включают в себя несколько видов продуктов: 
1) жидкие смазки скольжения быстрого нанесения для лыжных прогулок, 
2) жидкие парафины, требующие некоторого времени для испарения растворителя и последующей обработки щеткой
3) высокофтористые эмульсии для использования верхним слоем на коротких дистанциях
4) возможно, что-то еще
В английской и норвежской терминологии все они называются одинаково - glider. В этом материале речь идет в основном о 2-й категории. Но корректности ради буду использовать нейтральный вариант "жидкие смазки" [скольжения].

Итак, сначала немного истории

Первые жидкие парафины позиционировались как быстрое и простое решение для любителей, не имеющих возможности или желания наносить парафины горячим способом. Современные жидкие смазки - это высококачественные продукты, которые соответствуют или превосходят традиционные на уровне гонок Кубка Мира.

Мортен Сэтна и Михаил Лукерченко, Swix Racing Service Team

Корреспондент Langrenn Pluss поговорила с Мортеном Сэтна, который работает смазчиком и тестером очень давно, последние 11 лет в сервис-группе Swix, работающей на Кубке Мира.

Мортен рассказал, что в последние годы жидкие смазки всё шире используются на элитном уровне, в том числе, как замена традиционным смазкам, наносимых с помощью утюга.

Какое главное отличие современных жидких смазок от первых, которые появились на рынке?

- Главных отличия два - они работают намного лучше и держатся на лыжах намного дольше.

Какие основные отличия между традиционными смазками скольжения и жидкими?

- Жидкие смазки поставляются в бутылках, их достаточно просто нанести спреем на лыжу, отполировать и лыжа готова. Традиционные парафины приходят в виде брусков, которые надо плавить и наносить на лыжу утюгом, потом обрабатывать скребком, щетками и отполировать. Поэтому жидкие смазки проще и быстрее наносить и для этого требуется меньше инструментов.

Грубо говоря, жидкие смазки скольжения можно разделить на две категории - жидкие парафины и эмульсии.

Жидкие парафины - смазки скольжения, которые используются вместо традиционных твердых парафинов, наносимых горячим способом. Жидкие парафины просто наносятся на лыжу, [выдерживаются определенное время] и полируются.

- При использовании жидких парафинов исключаются два вредных фактора - нагрев скользящей поверхности, который может ее повредить, и вредный для смазчика дым, меньше мусора и грязи, говорит Сэтна.

Эмульсии используются последним слоем поверх традиционных или парафинов. Они делают скольжение еще лучше, особенно на мокрой или грязной лыжне или увеличивают стойкость нижнего слоя.

- Также как и с жидкими парафинами, их не нужно нагревать, как порошки. Это исключает вредные последствия для здоровья смазчика.

Жидкие смазки скольжения впервые появились на рынке более 10 лет назад. Но предназначены они были для прогулочного катания, для любителей, которые не хотели или не могли использовать смазочные утюги.

- Первые жидкие смазки давали возможность обычным лыжникам быстро и просто нанести смазку скольжения и пойти кататься. Они были не очень хорошо работали и быстро сходили с лыж, поэтому не использовались для гонок.

Что произошло с тех пор, как жидкие смазки впервые появились на рынке?

- Очень многое. Сейчас жидкие смазки стали хорошей альтернативой для применения на самом высоком уровне, они стали намного более универсальными. Почти во всех условиях жидкие смазки так же хороши, как традиционные или превосходят их.

Эксперименты с жидкими смазками скольжения для применения на соревновательном уровне начались еще до ЧМ в Осло в 2011г. В результате появился японский Gallium, который в сезоне 2008-2009 в некоторых погодных условиях показывал выдающиеся результаты и крупные производители смазок задумались о разработке жидких смазок. Но путь до конкурентоспособных на уровне КМ продуктов был долгим.

- Было много разговоров о Gallium, начиная с сезона 2008-2009, это дало нам [Swix] толчок. К ЧМ в Холменколлене мы разработали несколько тестовых жидких смазок, которые себя хорошо показали. Это были первые крупные соревнования, на которых использовались жидкие смазки от Swix, в дальнейшем они стали основой для нынешних продуктов HVC.

Что стало поворотным пунктом для применения жидких смазок на соревновательном уровне?

- После того, как финишные жидкие смазки HVC были с большим успехом использованы на ЧМ-2011 и мы убедились, что они достаточно хорошо сопротивляются истиранию, мы начали пробовать наносить их не как последний слой, а наоборот, под порошок. И этот вариант показал себя очень хорошо.

После удачного использования первых тестовых жидких смазок HVC дело стало набирать обороты, как снежный ком. Тесты стали проводиться во всё более широком диапазоне условий и предрассудки стали улетучиваться один за другим.

Особенно Мортену запомнились тесты в Идре [Даларна, Швеция] четыре года назад. Это был настоящий вау-эффект для него и других тестеров команды.

- Мы проводили там тесты на старом зернистом снегу, который быстро стирает смазку с лыж, и вся команда тестеров была настроена скептически в отношении жидких смазок при тесте на износостойкость в сравнении с традиционными смазками. Каково же было наше изумление, когда раз за разом после 10-15км жидкие смазки начинали скользить лучше! Были действительно очень требовательные к износостойкости смазки условия и мы убедились, что жидкие смазки стали по-настоящему хороши.

- Когда мы проводим сравнительные тесты смазок [вероятно, речь о скатке, неизвестно на какой базе], то разница обычно составляет от 30-40см до 1 м. Но жидкие смазки могут иметь преимущество до 20-30м! Особенно, когда высокая влажность - снега и воздуха.

Способ применения жидких смазок претерпел изменения. Сначала их наносили, как правило, поверх порошка. Потом, как показали опыты и тесты, оказалось, что жидкую смазку можно класть и под порошок, и просто на чистую скользящую поверхность.

- Жидкие смазки сами по себе часто лучшие для коротких гонок, таких как городские спринты, когда снег очень часто грязный. В таких случаях нужно наносить очень тонкий слой.

Сейчас производители работают над дальнейшим улучшением износостойкости.

- Хотя у нас был хороший опыт применения жидких смазок HVC, внутренний скепсис в отношении из износостойкости все же присутствовал. Поэтому мы с одним коллегой всю трассу Биркебейнерреннет только на жидких смазках. И весь скепсис улетучился. Их можно с чистой совестью рекомендовать и для длинных гонок.

Ingeborg Scheve, Langrenn Pluss, 05.01.2021


Комментариев нет:

Отправить комментарий