суббота, 1 мая 2021 г.

Смазка на экстремально теплую погоду

 Еще одна публикация по мотивам ЧМ-2021.

Мортен Сэтна, сервисмен Swix на ЧМ, Кубке мира и других крупных международных соревнованиях. Фото: Swix.

На чемпионате мира в Оберсдорфе смазчики столкнулись с очень сложными погодными условиями, но они справились со своей работой, обеспечив как скольжение, так и держание лыж. Этот южногерманский город славится своими погодными сюрпризами для сервиса и этот ЧМ не стал исключением. Но, по словам Мортена Сэтны, работающего в Swix более 11 лет, с такой погодой он еще не сталкивался.

- Подобрать смазку на такую температуру вполне реально. Нужно использовать самые "теплые" смазки и самую грубую структуру.

Смазчики были загружены по полной, обеспечивая скольжение и держание на весенней каше и старом искусственном снегу, когда условия менялись быстро и значительно - в процессе гонок, в течение дня, они сильно отличались в разных местах трассы.

- Утром трасса еще достаточно жесткая, но когда начинает припекать солнце, всё меняется очень быстро. Самое трудное - определить момент, когда жесткая леденистая трасса начинает плыть.

Такие сильные изменения состояния трассы приводят к тому, что лыжникам нужно готовить больше пар, особенно в такие дни, как день спринтерских гонок, когда пролог проходил на жесткой леденистой лыжне, а забеги на выбывание - на все более мягкой и влажной трассе. Кроме того, она была достаточно грязной, поэтому после каждого забега лыжи приходилось очищать смывкой.

- На каждый забег нужна было новая пара. Некоторые имели по три близких по характеристикам пары, другие нет и работа смазчиков национальных команд, оперативно менявших смазку к очередному забегу, впечатляла.

В то же время Сэтна подчеркивает, что в целом проблем с выбором смазки не возникало, если вы адекватно представляли текущее состояние трансформации трассы.
- Переход состояния трассы от леденистой к мягкой каше происходил быстро в течение дня. Примерно в половине четвертого снег начинал подмерзать, глубокие следы от лыж твердели и бежать было непросто. Это немного похоже на летнее катание на Sognefjellet.

Сэтна рассказывает, что порошки, использовавшиеся в Оберсдорфе, были обычными фторуглеродными порошками типа Cera. Дело в том, что фирменный сервис должен тестировать и использовать ту смазку, которая доступна смазчикам команд.
- Фтор имеет отличные водоотталкивающие свойства и очень хорош на такой крайне мягкой и влажной трассе. У нас есть тестовые порошки без фтора, которые работают не хуже, но на ЧМ мы должны тестировать те продукты, которые доступны командам.
В то же время он очень доволен тем, что новая бесфтористая жидкая смазка TS10 Liquid раз за разом показывала лучшие результаты в качестве самыого верхнего слоя и была очень популярна среди смазчиков национальных команд на ЧМ.
- Как только эта бесфтроровая смазка стала регулярно откатываться лучшей, мы продали ее большое количество. Мы сами не верили своим глазам, но тестов спрея TS10 Liquid было так много, что никаких сомнений не оставалось.
- Интересно, что когда мы тестировали первый раз лучшими были лыжи с парафином под порошком. Но через 2-3км они начинали проигрывать порошкам без парафиновой базы. 
- Порошок, нанесенный прямо на скользящую поверхность меньше собирает грязь.

Резюме. Смазка скольжения

В результате тестирования смазок на ЧМ Сэтна пришел к следующим рекомендациям для условий Оберсдорфа.
* Возьмите пару с самой грубой структурой.
* Очистите лыжи смывкой для зон скольжения ["фторовая смывка"]
* Нанесите порошок прямо на чистую скользящую поверхность. В Оберсдорфе смазчики команд наносили Cera традиционным горячим способом. Хорошие результаты показывал и новый Swix Marathon в виде порошка, но из доступных для команд смазок лучшим был фторуглеродный порошок.
* В завершение нанесите TS10 Liquid, потом отполируйте роторной насадкой с флисом и в завершение - голубой нейлоновой щеткой.

Смазка держания

Если возможно, наносите смазку держания вечером накануне или как можно раньше до ее использования. Это даст возможность мази охладиться, стать более твердой и уменьшить риск ее сползания на зоны скольжения.
* Обработайте зону держания наждачной бумагой.
* Первый слоем нанесите грунтовый клистер, типа Swix KX20 (зеленый).
* Далее промежуточный слой более мягкого клистера, например, Swix KX35
* Последним слоем - клистер для самого влажного и теплого снега, KX75.

- Не кладите теплый клистер сразу на грунт, большая вероятность, что они перемешаются. Лучше нанести промежуточный слой.
- Мы не наносим самый теплый клистер на задние пару сантиметров зоны держания, это уменьшает риск того, что он размажется на зону скольжения. В Оберсдорфе это было особенно важно, поскольку перед финишной прямой был спуск, на котором крайне важно было иметь как можно лучшее скольжение.


Комментариев нет:

Отправить комментарий